СЕВЕР ВИДЕН 

Отправиться в Новосибирск мы собирались еще за месяц до нового года. Но вышло все как всегда... ТУРКСИБ 2003 – мы назвали экспедицию так, потому что наш маршрут повторял более 70 процентов пути знаменитой Турскестано-Сибирской железнодорожной магистрали, построенной, правда, еще в 1935 году. Автомобильные дороги, повторяющие направление, построены гораздо позднее. Но езда по ним требует здоровой воли, крепких нервов и физической силы.

Ночь создает иллюзию безопасности. Растворяя фарами тьму наша «Нива» мчалась по Капчагайской трассе, знакомой и привычной, в общем-то, ровной и местами даже освещенной. На придорожной заправке купили 59 литров бензина (АИ-92. Полный бак и канистра). Полицейский на посту у плотины потребовал зарегистрироваться в специальном журнале. Пункт выезда – пункт назначения. Уже в час ночи (03.01.03) мы въехали в Талдыкорган! На объездной дороге заправили еще 25 литров бензина и уже засыпая высчитали расход топлива на 100 километров, - вышло 8,5 литра. Спать на заднем сидении «Нивы» занятие не благодарное, я то дремал, то просыпался. И когда на очередной кочке открыл глаза, вдруг не увидел привычного пейзажа желтой дороги бегущей в темноту. В свете фар мелькали столбы, кустарники и снежная, холмистая степь. Потом правым боком машина звучно шлепнулась о снег и в тишине за этим, я осознал, что произошло. Конечно, уже никто не спал. Руливший в тот момент Вовка, как-то облегченно выдохнул и вылез на мороз осмотреть все снаружи. Хозяин машины Витек попытался сделать то же самое, но его дверь не открывалась. Он полез через сидение водителя... Нас спас полуметровый, снежный бордюр «заботливо» оставленный дорожной службой лишь с одной (!) стороны дороги. На часах 3.30 утра, на спидометре 440 километров от Алматы. Вокруг безлунная степная ночь. Но все это нас уже не страшило. Мне дали лопату и через пятнадцать минут отмашки, правая дверь машины открывалась свободно. « Я ехал 80!» - как бы оправдываясь, сообщил нам Вовка, когда за руль усаживался Витек. Ребристая как стиральная доска дорога, долго не давала задремать. Но лишь когда начался рассвет, мы увидели, почему отрезок Талдыкорган – Аягуз называют дорогой смерти…

Огромное желто-красное солнце ненадолго окрасило степь в розовые тона. Снежные барханы наползающие на трассу стали похожи на волны. Иногда дорогу перебегали напуганные лисы. Однажды удивленными взглядами нас проводили бурундуки. Уже в десять утра мы были в Аягузе. Остановившись лишь на заправке, проехали сквозь город, в окна разглядывая танки и БМП. В полдень за руль снова сел Витек. А ровно в 15.00 мы остановились перед въездом в Семипалатинск, что бы отобедать в придорожной харчевне «У Витька». Мы заказали всем солянки, а на второе, телятины и свинины с рисом и пюре. К чаю нам подали вкуснейших блинчиков с медом. И напоследок мы залили здесь в термос кипятка. В Семске заправились бензином. Доехав до японского моста через Иртыш остановились, чтобы осмотреться и по фотографировать. Разинув «варежки» вертели головами и видеокамерой, проезжая через мост и на другом конце попались полицейскому на превышении скорости. Взятку он не взял, а честно выписанный штраф, до сих пор не дошел до адресата в Алматы. В ночной темноте в 19.20 мы пересекли таможню РК, погранконтроль России. И застряли. В отделе регистрации транспортный средств перерыв до 20.00. Отогнали «Ниву» на стоянку в ней развернули ужин. Когда таможня РФ заработала, отдали 150 рублей за удостоверение ввоза транспортного средства и по 80 рублей с каждого за медицинскую страховку. На российской земле первым делом сходили «отлить». При въезде в Рубцовск остановил милиционер ГИБДД. Витек бодро вылез из машина и протянул менту руку… Нас не оштрафовали, но теперь мы знаем, выходить из машины и здороваться с милиционерами не стоит. У них так не принято! О том, что мы на Алтае стало понятно когда, проехав Рубцовск въехали на трассу А-349. Как веселые горки, дорога то ныряла вниз, то взлетала вверх. И так несколько сот километров подряд. Этот «праздник жизни» выпал на долю младшего брата Володи – Константина. Едва въехав в Барнаул мы обнаружили неприятность. Вышла из строя печь обогревающая салон. Мы еще не проехали весь город, когда стекла в машине покрылись толстым слоем льда. Пришло ощущение, что мы путешествуем в танке! Теперь в обязанности штурмана входило не ориентирование на местности, а зачистка лобового стекла для обеспечения видимости. На боковые стекла и зеркала не хватало ни сил не времени. На выезде из Барнаула наткнулись на шлагбаум. Оказывается, едем по платной дороге. Заплатили пять рублей. Едва проехав 500 метров, наткнулись на милиционера. Вовка, сидевший в кресле штурмана, оказался не пристегнут, а сзади на автомобиле не оказалось знака KZ, все это обошлось нам в 50 рублей без всякой бумажной волокиты. В шестом часу утра (04.01.03) автомобиль пересек знак «Новосибирск».

Мы доехали до Новосибирска за 32 часа. Сожгли 195 литров бензина и потратили на него около 9650 тенге ($1=156тг)

Город оказался настолько огромным... В темноте мы никак не могли с ориентироваться. Все время казалось, что мы едем по объездной дороге и город уже позади. Когда спустя час блужданий, наконец, нашли у кого спросить, оказалось мы все еще на окраине. На улице минус двадцать в «Ниве» и того холоднее. Витек практически примерз к рулю. Добравшись до центра, бросили машину и спящего в ней Костю (отличная вещь спальный мешок) на площади Ленина, почти напротив мэрии. Втроем спустились в метро. Решили, что купим там карту и отогреемся. Было еще рано. Тогда мы купили жетоны и прокатились на метро от станции «площадь Ленина», до станции «площадь Маркса» и обратно. Потом нашли в газетном киоске план-карту городского пассажирского транспорта (40руб) и на радостях купили сразу две… С утра на автомобильных дорогах Новосибирска ужасный гололед. Мы поняли это очень быстро едва не врезавшись в зад старенькой «Тойоте», кстати, полно приводной. В Сибири вообще предпочитают полно приводные машины. Лишь бы дороги не делать! Население Новосибирска около полутора миллиона человек. Кроме русских здесь живут алтайские казахи, представители малых народов севера и по чуть-чуть все народности России сосланные сюда при царской власти и позже. В городе есть три мечети, два католических храма и десять православных церквей и соборов. Среди развлечений на первое место можно поставить театральное искусство (сужу по количеству театров, их 10). Кинотеатров с современным оборудованием не много. Я видел только один «Cinema sound», а всего их одиннадцать. Вход во все казино платный. В крутых клубах обязательно надо заказывать столик, платить за него и обязательно что-нибудь съесть (тоже не на халяву). Зато к ним часто ездят импортные и московские музыканты. В Новосибирске есть свой зоопарк, цирк и планетарий. Скажете – фигня! А вы вспомните любой областной центр в Казахстане, где есть все вышеперечисленное, плюс четыре железнодорожных вокзала, один речной и два аэропорта?! Похоже, со времен распада совка Новосибирск никак не изменился. Наверное, они этого даже не заметили. Во всяком случае, мне так кажется. Кажется, они мерят свою жизнь теми категориями, которые для алматинцев навсегда остались в счастливом советском прошлом... В Новосибирске мы довольно весело протусовались 52 часа. Заменив в печке сдохший моторчик в обратный путь двинулись утром 6 января 2003 года. При свете солнца мы рассчитывали, как следует осмотреть окрестности. Город мы проехали от таблички до таблички. В длину он оказался около пятидесяти километров. Только выехав из Новосиба, мы практически сразу же въехали в город Бердск. Потом по гладкой и супер чистой трассе долетели до заснеженного Искитима. Температура воздуха за бортом была примерно минус двенадцать градусов. Путешествовать в таких условиях, одно удовольствие! Когда въехали в Алтайский край солнце, наконец, пробилось сквозь разбухшие тучи. Тайга вдоль дороги засветилась желто-зелеными оттенками. Очень красиво.

В одиннадцать утра нас остановил дорожный милиционер. Осмотрел документы. Оказывается, Удостоверение ввоза транспортного средства, выданное на таможне, запрещает передачу автомобиля третьему лицу. На что Вовка, сидевший за штурвалом весело выпалил:"Ну что я могу сказать?! Садись друг!" – Витек, спавший на заднем сидении, выкарабкался из спальника и сел за руль. Мент смотрел на все это удивленно, но молча. А потом произнес: "Ладно" - протянул документы, - в следующий раз будем разговаривать по-другому. Езжайте. Исходом инцидента все были очень довольны. Но оставшиеся 500 километров по России пилотировал только Виктор. Проехать сквозь весь Алтайский край и не побывать в алтайском лесу – верх безрассудства. Мы свернули с трассы на проселочную дорогу, распаханную колеями лесовозов. И сели на брюхо не проехав и километра. В ход снова пошла лопата! А вокруг сказочная красота! В лесу мы пообедали, а затем вернулись на гладкую и вычищенную трассу.

Барнаул вновь встретил нас пятирублевым шлагбаумом (06.01.03). У города мы заправились. А дальше, не останавливаясь, мчались до самого Рубцовска. Километров за десять до него у нас кончился бензин. На последние рубли залили 5 литров. Но этого не хватило до Казахстана. В Рубцовске мы заблудились. С час блуждая по темным улицам центра города сожгли весь бензин. Тут и пригодилась, 2000 км пролежавшая в багажнике канистра алматинского бензина. Спустя еще пол часа нашли правильный выезд из города. В 19.00 подъехали к пропускному пункту. В 19.10 уже мчались по разбитому и обледеневшему асфальту в Семипалатинск. В 20.30 автомобиль достиг города. Каждый из нас позвонил домой, на приемнике настроили радиостанции, заправились и снова в путь.
Ночь выдалась тяжелая. Водители быстро устали даже не смотря на то что часто менялись. Ехали не больше 60 км/час. За ночь проскочили Георгиевку, Аягуз и въехали в Алматинскую область. Наша «Нива» вновь скользила по «дороге смерти» (07.01.03). За руль посадили Костяна, штурманом назначили меня. Похожая на батарею и ледовую арену одновременно, трасса ни на секунду не давала расслабиться. К тому же начал барахлить двигатель. Свечи почему-то теряли искру.

Около 11 утра, едва мы проехали Саркан, машину занесло вправо, Костя подравнялся, зад бросило влево. Потом юзом мы пересекли всю дорогу, нас развернуло задом вперед и выбросило с трассы. «Нива» скатилась в кювет и завалилась на бок. Почти все это я снял на видеокамеру. Вылезли из машины как из горящего танка. Жертв нет. Совсем немного помялась левая дверь. Отделались легким испугом. Спасибо всем проезжающим, кто не проехал мимо и помог. Поставили на колеса, вытолкали, устроили перекур. Успокоившись, вновь двинулись в путь. В 13.10 когда за штурвалом был Витек автомобиль снова завертело и словно выплюнуло с трассы. Это, притом, что ехали мы 50-60 км/час. Снова решили покурить. Бодро
пролетевшую мимо нас семерку метров через 50 занесло и выбросило крутиться на встречную полосу. Даже на таком удалении было заметно, что водитель офигел от пережитого. Проехав еще немного встретили «МАН» буквально повисший на обочине. Рядом на корточках сидел дальнобойщик и взявшись за голову смотрел на 30-ти тонный прицеп лежавший на боку в овраге. Похоже, трасса Талдык-Аягуз начала 2003-го запомнится многим…
Почти перед самым Талдыкорганом наша «Нива» трижды глохла. Причину неудач выявили лишь в начале четвертого. Электропровод перетерся и замыкал об реле. За 150 тенге купили в городе новый провод и без проблем доехали до Алматы.
Седьмого января в 19.05 алматинского времени закончилось наше более чем сто часовое путешествие ТУРКСИБ 2003.

Обратную дорогу мы осилили за 35 часов. Израсходовали 215 литров бензина и затратили на него 8915 тенге ($1=156тг). Общие затраты на путешествие обошлись нам примерно в 150 долларов, не считая денег на ремонт двери и выплату штрафа выписанного в Семске (так и не пришел).

Alex GB
Январь 2003.

каинды
чарын
туркестан
тунис
назад

Используются технологии uCoz