|
Самый последний Закон Республики Казахстан
|
О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
|
Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области средств массовой информации, устанавливает государственные гарантии их свободы в соответствии с Конституцией Республики Казахстан.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие понятия:
1) массовая информация - предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;
2) средство массовой информации - периодическое печатное издание, радио- и телепрограмма, кинодокументалистика, аудиовизуальная запись и иная форма периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации, включая WЕВ-сайты в общедоступных телекоммуникационных сетях (интернет и другие);
3) периодическое печатное издание - газета, журнал, альманах, бюллетень, приложения к ним, имеющие постоянное название, текущий номер и выпускаемые не реже одного раза в полугодие;
4) теле-, радио-, видео-, кинохроникальная программа - совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и передач, имеющая полное название и выходящая в эфир не реже одного раза в год;
5) выход в эфир - трансляция теле-, радиопрограмм, аудиовизуальной записи с использованием аналоговых и цифровых электромагнитных систем;
6) продукция средства массовой информации - тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания или аудиовизуальной программы, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программы, семантическая информация, размещенная на WEB-сайте в общедоступных телекоммуникационных сетях;
7) официальное сообщение - информация, предоставляемая государственными органами с целью дальнейшего распространения через средства массовой информации;
8) распространение продукции средства массовой информации - продажа (подписка, доставка, раздача) периодических печатных изданий, выход в эфир радио-, телепрограмм, демонстрация кинохроникальных программ;
9) редакция средства массовой информации - физическое лицо либо творческий коллектив, являющиеся структурным подразделением юридического лица, осуществляющие сбор, подготовку материалов и выпуск средства массовой информации;
10) главный редактор (редактор) - физическое лицо, возглавляющее редакцию средства массовой информации и имеющее соответствующие полномочия на его выпуск и распространение, выход в эфир;
11) журналист (представитель средства массовой информации) физическое лицо, осуществляющее деятельность по сбору, обработке и подготовке сообщений и материалов для средства массовой информации на основе трудовых или иных договорных отношений;
12) распространитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с ее собственником, издателем или на иных законных основаниях;
13) цензура - предварительное согласование сообщений и материалов средствами массовой информации с государственными органами, должностными лицами и иными организациями по их требованию или по иным основаниям с целью ограничения или наложения запрета на распространение сообщений и материалов либо их отдельных частей;
14) продукция эротического характера - печатное издание или теле-, радиопрограмма, которые в целом и систематически эксплуатируют интерес к сексу.
15) WEB-сайт - подготовленная при помощи специальных технических и программных средств виртуальная представительская страница физического либо юридического лица Республики Казахстан, на которой собственник размещает информацию в целях массового распространения;
16) ретрансляция - прием и одновременное, независимо от используемых технических средств, полное и неизменяемое распространение теле- и радиопрограмм другого средства массовой информации;
17) комплекс - совокупность зданий, связанных общим предназначением и составляющих единую структуру;
Статья 2. Свобода слова, получения и распространения информации
1. Свобода слова, творчества, выражения в печатной и иной форме своих взглядов и убеждений, получения и распространения информации любым не запрещенным законом способом гарантируются Конституцией Республики Казахстан.
Цензура запрещается.
2. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица и средства массовой информации обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомиться с затрагивающими его права и интересы документами, решениями и источниками информации.
3. Не допускается использование средства массовой информации для пропаганды или агитации насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, культа жестокости и насилия, порнографии, а также распространения сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан и иные охраняемые законом тайны.
Статья 3. Язык средств массовой информации
1. Средства массовой информации распространяются на государственном и других языках.
2. Объем передач по телерадиовещательным каналам, независимо от форм их собственности, на государственном языке по времени не должен быть менее суммарного объема передач на других языках.
Статья 4. Законодательство Республики Казахстан о средствах массовой информации
1. Законодательство о средствах массовой информации основывается на Конституции Республики Казахстан, состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.
2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора.
Глава 2. Организация деятельности средств
массовой информации
Статья 5. Право на создание средства массовой информации
1. Право на создание средства массовой информации принадлежит физическим и юридическим лицам в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Средство массовой информации может быть создано как в форме юридического лица, так и в форме структурного подразделения юридического лица.
Основанием для осуществления выпуска (выхода в эфир) продукции средства массовой информации, распространения сообщений и материалов информационного характера является свидетельство о постановке на учет средства массовой информации;
2. Запрещается иностранным физическим и юридическим лицам, лицам без гражданства прямо и (или) косвенно владеть, пользоваться, распоряжаться и (или) управлять более 20 процентами акций (долей, паев) юридического лица - собственника средства массовой информации в Республике Казахстан или осуществляющего деятельность в этой сфере.
Статья 6. Собственник средства массовой информации
1. Собственник - физическое или юридическое лицо либо объединение физических и (или) юридических лиц, осуществляющие право владения, пользования и распоряжения средством массовой информации.
2. Собственник средства массовой информации вправе выступать в качестве редакции, редактора, журналиста, издателя, распространителя как в отношении собственного, так и других средств массовой информации на основе соответствующего договора.
Статья 7. Редакция средства массовой информации
1. Редакция осуществляет подготовку и выпуск (выход в эфир) средства массовой информации по поручению собственника.
2. Редакцией руководит главный редактор (редактор).
3. Отношения между собственником и редакцией регулируются уставом и договором.
Статья 8. Информационное агентство
1. Информационное агентство - это зарегистрированное в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан юридическое лицо, деятельность которого направлена на сбор, обработку и распространение сообщений и материалов информационного характера.
2. Сообщения и материалы информационного агентства должны сопровождаться его названием и датой выпуска.
3. При распространении сообщений и материалов информационного агентства средствами массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна.
4. На информационное агентство распространяется действие статей 2, 10 настоящего Закона.
Статья 9. Издатель средства массовой информации
1. Издатель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации.
2. Если собственник не является одновременно и издателем средства массовой информации, то права, обязанности и ответственность собственника и издателя определяются отдельным договором.
Статья 10. Постановка на учет средства массовой информации
1. Средства массовой информации, распространяемые на территории Республики Казахстан независимо от формы собственности, подлежат обязательной постановке на учет в уполномоченном органе Республики Казахстан по делам средств массовой информации (далее - уполномоченный орган).
2. Для постановки на учет собственник средства массовой информации либо лицо, действующее по его уполномочию, подает заявление, отвечающее требованиям статьи 11 настоящего Закона.
3. Заявление об учете средства массовой информации подлежит рассмотрению в течение пятнадцати дней со дня поступления. По итогам рассмотрения заявления уполномоченный орган выдает собственнику средства массовой информации свидетельство о постановке на учет либо отказывает по следующим основаниям:
1) если уполномоченным органом ранее выдано свидетельство о постановке на учет средству массовой информации с тем же названием и распространением на ту же территорию;
2) если содержание заявления не соответствует требованиям статьи 11 настоящего Закона;
3) если заявление подано до истечения года со дня вступления в законную силу решения суда о прекращении выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации.
3-1. Собственник периодического печатного издания, WEB-сайта сохраняет за собой право приступить к выпуску продукции средства массовой информации в течение шести месяцев со дня получения свидетельства о постановке на учет.
Собственник теле-, радио-, видео-, кинохроникальной программы, информационного агентства сохраняет за собой право приступить к выпуску продукции средства массовой информации, распространению сообщений и материалов информационного характера в течение года со дня получения свидетельства о постановке на учет.
В случае, если в указанный период не начат выпуск продукции средства массовой информации, свидетельство о постановке на учет решением уполномоченного органа признается утратившим силу.
3-2. Средство массовой информации, информационное агентство подлежит переучету в случаях смены собственника либо его организационно-правовой формы, названия, а также названия средства массовой информации, изменения языка издания либо вещания, территории распространения, основной тематической направленности.
Переучет средства массовой информации или информационного агентства осуществляется в том же порядке, что и постановка на учет.
3-3. При изменении местонахождения собственника либо редакции средства массовой информации, периодичности выпуска, объема выхода в эфир собственник средства массовой информации обязан в течение 15 дней письменно уведомить уполномоченный орган заказным письмом;
4. Учет иностранных средств массовой информации, распространяемых в Республике Казахстан, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
Статья 11. Заявление о постановке на учет средства массовой информации
1. В заявлении о постановке на учет средства массовой информации должны быть указаны:
1) наименование, местонахождение, организационно-правовая форма собственника средства массовой информации;
1-1) название средства массовой информации, информационного агентства;
2) язык (языки) средства массовой информации;
3) предполагаемая периодичность выпуска в свет, выхода в эфир средства массовой информации;
4) основная тематическая направленность;
5) территория распространения;
6) адрес редакции, адрес в общедоступной телекоммуникационной сети, фамилия, имя, отчество главного редактора (редактора) средства массовой информации;
К заявлению прилагаются:
для физических лиц - нотариально заверенная копия документа, подтверждающего право на занятие предпринимательской деятельностью;
для юридических лиц - нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
документ об иностранном участии в уставном капитале юридического лица, являющегося собственником средства массовой информации или осуществляющего деятельность в этой сфере (в процентном соотношении) либо отсутствие такового;
2. Предъявление иных требований при постановке на учет средства массовой информации запрещается.
Статья 12. Освобождение от постановки на учет средства массовой информации
Не требуется постановки на учет периодических печатных изданий:
тиражом менее ста экземпляров;
официальных, нормативных и иных актов;
теле-, радио-, видео-, кинохроникальных программ, распространяемых по кабельным сетям, если зона обслуживания ограничена одним зданием или комплексом;
бюллетеней судебной практики.
Статья 13. Приостановление и прекращение выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации
1. Приостановление либо прекращение выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации возможно по решению собственника или суда.
2. Под приостановлением понимается временное прекращение выпуска одного или нескольких номеров изданий, а также выхода в эфир радио- и телепрограмм, выпуска иных средств массовой информации. Приостановление выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации допускается на срок не более трех месяцев.
3. Суд приостанавливает выпуск (выход в эфир) средства массовой информации в случае нарушения требований статей 2, 14, 15 и 16.
4. Основанием для прекращения выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации является повторное в течение года нарушение им требований статьи 2 настоящего Закона, а также в случаях прекращения деятельности собственника в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
5. В случае приостановления либо прекращения выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации по решению собственника либо суда в уполномоченный орган по делам средств массовой информации направляется уведомление.
Прекращение выпуска (выхода в эфир) средства массовой информации влечет аннулирование свидетельства о постановке на учет.
Глава 3. Распространение средств массовой информации
Статья 14. Распространение средства массовой информации
1. Распространение средства массовой информации осуществляется по решению собственника им самим либо на договорных или иных законных основаниях редакцией, издателем, а также организациями или гражданами.
2. Розничная продажа периодических печатных изданий, публикующих материалы эротического характера, допускается только в запечатанных прозрачных упаковках и в специально отведенных стационарных помещениях, предназначенных для этого, расположение которых и правила продажи в них определяются местными исполнительными органами.
Выход в эфир радио-
Президент
Республики Казахстан Н. Назарбаев
назад
профессия репортер
телефоны пресс-служб
главная
основная
|